Тим Додд (aka Everyday Astronaut) рассуждает об особенностях разработки системы Starship

Тим Додд (aka Everyday Astronaut) рассуждает об особенностях разработки системы Starship

Тим Додд, автор проекта Everyday Astronaut, делится проницательным наблюдением о том, как SpaceX ценит свободу экспериментов при разработке Starship. В отличие от Falcon 9, им не нужно беспокоиться о сбоях и уничтожении ценной полезной нагрузки заказчика. Со Starship они могут свободно тестировать пограничные случаи; в случае неудач они учатся чему-то, что, возможно, невозможно почерпнуть из опыта эксплуатации. Без этой свободы успешная посадка и повторное использование Falcon заняли бы гораздо больше времени, чем могли бы. SpaceX ставит перед Starship гораздо более амбициозные задачи, чем обычно.

На прошлой неделе я размышлял о программе Starship, и одна вещь стала для меня очевидной. SpaceX наслаждается свободой пробовать и терпеть неудачи, чего нельзя было сделать с Falcon 9.

Проводить какие-либо «экспериментальные» эксперименты с Falcon 9 было рискованно, поскольку это был единственный источник дохода SpaceX, их спасательный круг, их рабочая лошадка. Внесение любых изменений в Falcon 9 для попытки посадки ускорителя в своё время было делом деликатным. Не стоит слишком рисковать, ведь это может привести к провалу основной миссии (что случалось дважды).

Когда SpaceX впервые приземлила ускоритель почти 10 лет назад, он довольно медленно запускался, и первые ускорители, не относящиеся к «блоку 5», были способны лишь на пару повторных запусков. Это заставило некоторых представителей отрасли и сообщества задуматься, что вся эта шумиха вокруг повторного использования не оправдает ожиданий.

Но SpaceX извлекла уроки из каждой попытки посадки, разрабатывая свой Falcon 9 Block 5, который теперь совершил 30 миссий с одним ускорителем. Совершенно неслыханно. А теперь представьте, если бы SpaceX могла позволить себе не беспокоиться о запуске полезных нагрузок клиентов для сбора данных во время кампании по повторному использованию Falcon 9. Представьте, если бы они могли протестировать процедуры с выключенными двигателями, или профили входа в атмосферу с толкающим ускорителем, или попробовать горячую ступень, или что-то ещё.

Именно на этом этапе сейчас находится SpaceX в рамках программы Starship. Знаю, мы слышим рассуждения о том, что «сегодняшняя полезная нагрузка — это данные», и это может показаться рекламным трюком или даже оправданием, но это свобода, которой раньше не было практически ни у одной ракетной программы. Знание того, что можно просто пробовать, запускать настоящее оборудование, не разоряя компанию, — это идеальная платформа для разработки.

Чтобы иметь возможность выжимать мощность двигателя, намеренно снимать теплозащитные плитки, тестировать профили входа в атмосферу, сталкиваться с отказами, с задержками, обнаруживать недостатки, изучать операции. Когда люди говорят что-то вроде «Starship ещё даже не вышел на орбиту», они совершенно не понимают сути. Они не просто пытаются выйти на орбиту, они пытаются сделать то, чего ещё никто не делал, – построить ракету беспрецедентно-быстрого многоразового использования. Ракету, которая может приземляться и сразу взлетать повторно. Этого ещё никто не делал, и, честно говоря, глупо думать, что можно сделать что-то подобное, не попробовав что-то экстремальное. Именно это мы и наблюдаем сегодня, и это меня невероятно воодушевляет.

Мне не терпится увидеть полёт третьей версии Starship, ведь они уже столькому научились, и у них есть завод, способный производить ракеты в больших масштабах, а нам остаётся только сидеть и смотреть, как готовят. Сейчас такое захватывающее время.

Тим Додд (aka Everyday Astronaut) рассуждает об особенностях разработки системы StarshipИзображение предоставлено SpaceX

Источник: starship.quora.com

Автор: Jamie Oglethorpe

Перевод: Andrey Klimkovsky

Тимоти Джастин Додд, также известный как Everyday Astronaut, — американский научный коммуникатор, создатель контента на YouTube, фотограф и музыкант. Тим Додд является одним из самых популярных блогеров, освещающих события в области развития космических технологий.

Источник: habr.com