Не морозь ни дня: российская разработка позволит БПЛА летать в экстремальные холода
Фото: РИА Новости/Мария Марикян
Следите за нашими новостями в удобном формате
Есть новость? Присылайте!
Новая противообледенительная система позволит БПЛА летать в экстремальные холода, узнали «Известия». Основным элементом стала полимерная электропроводящая нить. Из нее делают способную нагреваться ткань, которая защищает летательный аппарат от наледи. Эксперты отрасли полагают, что технология позволит использовать дроны даже в мороз и снегопад, при этом запатентованную разработку можно использовать и в других отраслях: например, при пошиве морозоустойчивой одежды.
Как работает система противообледенения крыла
Российские разработчики при участии платформы НТИ и фонда поддержки проектов НТИ создали и запатентовали новую технологию для борьбы с обледенением беспилотных летательных аппаратов самолетного типа. В ее основе электропроводящая полимерная нить, из которой изготавливают специальную ткань, способную нагреваться. Она будет использоваться в БПЛА, это позволит их применять при частых перепадах температуры и высокой влажности, когда чаще всего и образуется наледь, мешающая полету.
Существующие системы для борьбы обледенением работают тремя основными способами: горячим воздухом, который отбирается от двигателя и направляется на обшивку крыла; пневматическими надувными протекторами, которые механически разрушают лед; или с помощью жидких химических средств, наносимых на поверхности для предотвращения образования льда. В случае с нитью она нагревается таким образом, чтобы снег и лед не прилипали к конструкции дрона.
— Нить используется не только в дронах и в системах противообледенения для них, также она позволяет создавать антистатические материалы для интерьеров современных российских пассажирских лайнеров, повышая безопасность и комфорт, — уточнил генеральный директор компании-разработчика «Ампертекс» Павел Погребняков.
В случае с отечественной разработкой полимерная электропроводящая нить превращается из продукта в платформенную технологию. Ее применение при создании БПЛА решает сразу несколько задач: нагрев, антиобледенение, снятие статического электричества и экранирование радиоволн, отметил гендиректор и основатель компании «Флай Дрон», эксперт НТИ «Аэронет» Никита Данилов.
— Обеспечивается повышение энергоэффективности и экологичности беспилотников. С экономической точки зрения всё это вместе становится конкурентным преимуществом. Причем как при гражданском, так и при военном использовании. Стоит заметить, что факт проведения успешных испытаний можно считать верифицированным результатом, который переводит технологию из стадии лабораторной в стадию опытно-промышленной, — уточнил он.
Нить обеспечивает сразу четыре функции: эффективный нагрев до 110 градусов, антистатику, электродетекцию и экранирование радиоволн в широком диапазоне сопротивлений, добавил Павел Погребняков. Она производится из российского сырья и не зависит от импорта.
Он убежден, что технология расширяет географию применения устройств далеко на Север и дает российским производителям преимущество на глобальном рынке, так как основное сырье — это полимеры, технический углерод и одностенные углеродные нанотрубки.
— Мы создаем материалы для радиопоглощающих покрытий («стелс») на принципиально новой основе, значительно снижая радиолокационную заметность объектов. Одновременно наши автономные системы обогрева обеспечивают критически важный комфорт и работоспособность личного состава и чувствительной техники в экстремальных условиях, например, в Арктике, — пояснил эксперт.
Материалы с использованием нити также интегрируются в любые изделия, которые необходимо нагреть, снять статическое электричество или экранировать от радиоволн. Иными словами, технологию можно применять в различных отраслях промышленности как гражданского, так и военного назначения.
Где еще пригодится полезная нить
Преимущество полимерной нити по сравнению с металлическими аналогами может быть связано с простотой изготовления и низким весом. Она перспективна именно в области легковесных авиационных моделей, предназначенных для недолгого использования, считает доктор химических наук, директор Центра НТИ «Цифровое материаловедение: новые материалы и вещества» МГТУ имени Баумана Евгений Александров.
— Для полимерных электропроводящих нитей трудно решить проблему не самых лучших стабильности и долговечности. При множестве циклов пропускания электрического тока и нагрева полимер постепенно деградирует, происходит деполимеризация, окисление кислородом воздуха, сшивка, приводящие к снижению прочности и охрупчиванию. Чем выше температура, тем быстрее происходят эти процессы. Может также происходить деградация под действием солнечного света и влаги, — уточнил он.
Такие разработки, как запатентованная нить, действительно могут упростить производителям БПЛА настройку своих систем для работы в тяжелых климатических условиях. Но говорить о том, что они уникальны для России, некорректно, считает директор компании «RuDrones.Беспилотные технологии» Дмитрий Дацыков.
— В Канаде, США и в европейских странах также ведется активная работа по внедрению таких систем, например 30 мая 2023 года компания UBIQ Aerospace сообщила об успешном завершении демонстрации своего запатентованного автономного решения для защиты от обледенения DICE в интересах министерства обороны Норвегии, — пояснил эксперт.
Он отмечает, что БПЛА уже сейчас используются в сложных условиях Крайнего Севера и на Севморпути. При этом совершенствование противообледенительных разработок в любом случае будет полезно для повышения эффективности дронов.
Источник: iz.ru